Мощность в трехфазной системе электропитания.

Активная мощность трехфазной системы всегда равна сумме мощностей всех фаз:

или

При симметричной нагрузке:

где Iф и Uф - фазные ток и напряжение, j - сдвиг фаз между током и напряжением. Можно также выразить мощность через линейные токи и напряжения, приняв при соединении звездой:

при соединении треугольником

Независимо от схемы соединения произведение будет равно

; тогда и мощность трехфазной системы, выраженная через линейные токи и напряжения, будет равна

здесь индексы "л" опущены. По аналогии можно записать выражения для полной реактивной мощности:

где .

Фазный ток в трехфазной системе при соединении звездой ( наиболее распространенный вариант питания ) и симметричной нагрузке определяется как:

Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом). Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300.

Эта классификация подразделяет моторные масла 12 классов от 0W до 60: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 6 летних (10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.
Буква W перед цифрой означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter - зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй - определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.
Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения.
Аббревиатура HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear Rate, т.е. "высокая температура - высокая прочность на сдвиг". С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре.
Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, т. е. удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.

Степени вязкости моторных масел SAE J300 DEC99
Класс вязкости по SAE Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
Проворачиваемость1), МПа·с, mах, при темп.,°С Прокачиваемость2), МПа·с, max, при темп.,°С Кинематическая вязкость3), мм2/при 100·С
min max
При высокой скорости сдвига4), МПа·с, при 150°С и 10^6 c-1, min
0W 3250 при -30 30000 при -35 3,8 - -
5W 3500 при -25 30000 при -30 3,8 - -
10W 3500 при -20 30000 при -25 4,1 - -
15W 3500 при -15 30000 при -20 5,6 - -
20W 4500 при -10 30000 при -15 5,6 - -
25W 6000 при -5 30000 при -10 9,3 - -
20 - - 5,6 9,3 2,6
30 - - 9,3 12,5 2,9
40 - - 12,5 16,3 2,9 (классы 10W/40, 5W/40, 10W/40)
40 - - 12,5 6,3 3,7 (классы 15W/40, 20W/40, 25W/40, 40)
50 - - 16,3 21,9 3,7
60 - - 21,9 26,1 3,7
1) ASTM D 2602 - имитатор холодного пуска CCS;
2) ASTM D 4684 и D 3829 - мини-ротационный вискозиметр MRV; Присутствие любого напряжения сдвига обнаруживаемое данным методом означает непрохождение теста независимо от значения вязкости;
3) ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр;
4) ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника; CEC-L-36-A-90 (ASTM D4741 и ASTM D5481);
Примечания: 1 cP = 1 мПа с; 1 cSt = 1 мм2/с

Необходимо обратить внимание на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструкционных, технологических и эксплуатационных факторов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификации водителя и др.).
Предварительные рекомендации по подбору масел по вязкости:
- при пробеге автомобиля менее 25% от планового ресурса двигателя (или новый двигатель) необходимо применять масла классов SAE 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
- при пробеге автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя (технически исправный двигатель) целесообразно применять летом масла классов SAE 10W-40, 15W-40, а зимой - SAE 5W-30 и 10W-30, всесезонно - SAE 5W-40;
Редакция SAE J-300APR97 от 1 августа 2001 г. включает в себя 6 зимних и 5 летних классов моторных масел.
Зимние содержат в обозначении букву "W" (от англ. "Winter" - зима): OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летние обозначаются - 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла).
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-40.

Ориентировочные диапазоны температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами некоторых классов вязкости по SAE. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться.

КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ

Соотношение температурных шкал цельсия / фаренгейта

tc = 0,555 х (tf - 32)
tf =1,8 x tc + 32

tc = температура по шкале Цельсия
tf = температура по шкале Фаренгейта

Пример 1:

210° по Фаренгейту перевести в градусы Цельсия:
tc = 0,555 х (210-32) = 98,79°C

Пример 2:

37° по Цельсию перевести в градусы Фаренгейта
tf = 1,8 x 37 + 32 = 98,6°F

Значения вязкости в различных единицах

мм2 = кинематическая вязкость (сантистокс, сСт)
°Е = градусы Энглера (Engler)
SUS = Единицы Сейболда (Saybold Universal second)
R.I. - секунды Редвуда (Redwood)

мм2
(сСт)
°Е SUS R.I.
2 1,12 32,6 30,4
4 1,31 39,2 35,3
6 1,48 45,6 40,6
8 1,65 52,1 46,1
10 1,83 58,9 51,9
12 2,02 66,0 58,0
14 2,22 73,6 64,5
16 2,34 81,3 71,2
18 2,65 89,4 78,1
20 2,88 97,8 85,2
24 3,3 115 100
28 3,8 133 116
32 4,3 150 131
36 4,8 168 147
40 5,4 186 164
44 5,9 204 180
48 6,4 223 196
52 6,9 241 212
56 7,4 260 228
60 8,0 278 244
65 8,6 301 265
70 9,3 324 285
75 9,9 348 305
80 10,6 371 325
85 11,2 394 345
90 11,9 417 366
95 12,6 440 386
100 13,2 464 406
110 14,5 510 447
120 15,8 556 487
130 17,2 603 528
140 18,5 649 568
150 19,8 695 609
160 21,1 742 650
170 22,4 788 690
180 23,8 834 731
190 25,1 881 771
200 26,4 927 812
220 29,0 1020 893
240 31,7 1112 974
260 34,3 1205 1056
280 37,0 1298 1137
300 39,6 1390 1218
340 44,9 1576 1380
380 50,2 1761 1543
420 55,4 1947 1705
460 60,7 2132 1868
500 66,0 2317 2030
540 71,3 2503 2192
580 76,6 2688 2355
620 81,8 2874 2517
660 87,1 3059 2680
700 92,4 3245 2842
750 99,0 3476 3045
800 105,6 3708 3248
850 112,2 3940 3451
900 118,8 4172 3654
950 125,4 4403 3857
1000 132,0 4635 4060


Примечание. Вязкость можно сравнивать только при одинаковых значениях температуры.

Обозначения эксплуатационных свойств моторных масел по классификации API - Американского Нефтяного Института.

API система классификации моторных масел (API Engine Service Classification System) развивалась с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE. Система полностью изложена в стандартах ASTM D 4485 "Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел" (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils) и SAE J183 APR96 "Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)" (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications (Other than "Energy Conserving").
Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 годах, когда под руководством API и участии представителей производителей автомобилей (ААМА), двигателей (ЕМА) и технических союзов (ASTM и SAE) была создана и развита "Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS" (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No. 1509). Эта система постоянно совершенствуется. В настоящее время аттестация моторных масел проводится согласно требованиям EOLCS и "Свода правил СМА" (СМА Code of Practice).
По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
S (Service) - состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ (категория SI - намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер).
Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является "условно действующей" и может использоваться только как дополнительная, например API CG-4/SH.
Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью;
C (Commercial) - состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4 и API CH-4.
Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;
EC (Energy Conserving) - энергосберегающие масла - Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC "энергосберегающее" масло ("Energy Conserving" Oil). Ранее энергосбережение определялось по методике Последовательности VI (Sequence VI, ASTM RR D02 1204). Данная методика использовалась для сертификации масел категории API SH на уровни (степени) энергосбережения: API SH/EC - 1,5% экономии топлива и API SH/ECII - 2,7% экономии топлива, по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30.
С 1 августа 1997 года экономия топлива определяется по новой методике ASTM RR D02 1364, Последовательность VIA (Sequence VIA), согласно которой маслу может быть присвоена только одна степень энергосбережения (ЕС). Пример: API SJ/EС.

Класс CJ-4

Тенденции развития техники направлены на повышение их экологической безопасности, увеличение интервалов техобслуживания при сохранении надежности работы. Естественно, это вносит свои коррективы в процесс совершенствования двигателей, отображаясь и на качествах смазывающих материалов. Следуя данным тенденциям, в ноябре 2004 года в классификации API появился класс на моторные масла для бензиновых двигателей - SM, предполагающий, по сравнению с SL, повышенные требования к смазывающим материалам относительно стойкости к окислению, защите от отложений, износа и т.д. С октября 2006 года пополнилась категория и для дизельных масел классом CJ-4. Какие требования выдвигаются к моторным маслам, отвечающим данному классу, а также при каких условиях их можно применять, рассмотрим в данном материале.
Совершенствование классификаций моторных масел идет по мере развития автомобильной техники, а также с учетом доработок и нововведений в будущем. Улучшение технологий двигателей, применение усовершенствованных материалов для изготовления деталей, увеличение эксплуатационных нагрузок и, естественно, ужесточение экологических требований, повлекших внедрения автопроизводителями специальных систем, позволяющих уменьшить эмиссию вредных веществ с выхлопными газами в окружающую среду, вызывает необходимость изменения состава и показателей моторных масел.

Предназначение

Класс по API CJ-4 специально разрабатывался для масел, предназначенных для высокопроизводительных четырехтактных дизельных двигателей, проектируемых для удовлетворения требований американских экологических норм 2007 года (ЕРА07) и последующих их редакций. Масла CJ-4 могут работать в двигателях с системами, способствующими уменьшению выбросов вредных веществ с выхлопными газами. Например, с дизельными сажевыми фильтрами DPF (Diesel Particulate Filter), системами рециркуляции отработавших газов EGR (Exhaust Gas Recirculati-оп) и др. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для обеспечения работоспособности систем контроля эмиссии вредных веществ и выполнения экологических стандартов. Помимо этого, для масел CJ-4 предполагаются улучшенные защитные свойства, повышенная окислительная, низко- и высокотемпературная стабильность и т.д., а также возможность достижения удлиненных интервалов техобслуживания, указываемых производителями техники, при соблюдении определенных условий.

Влияние систем по контролю эмиссии вредных веществ ОГ

Помимо высоких эксплуатационных характеристик, таких как увеличенный интервал замены, хорошие противоизносные свойства и др., требования к моторным маслам включают и совместимость с системами контроля выхлопных газов. Это повлекло ограничение содержания в составе масел некоторых компонентов, таких как сульфатная зола, сера и фосфор, во многом определяющих рабочие показатели моторных масел. Сульфатная зольность масла определяется количеством металлсодержащих присадок (в том числе содержащих кальций, цинк, магний и др.). В основном зольность придают детерегенты - моющие присадки, призванные обеспечить чистоту деталей двигателя и нейтрализацию образующихся при работе кислот. При сгорании зольные присадки образуют золу, которая забивает сажевый фильтр, нарушая работу и уменьшая срок его службы. Сера, как правило, входит в состав присадок, а также небольшое ее количество может содержаться в базовом масле. Наличие фосфора в моторных маслах обусловлено присутствием дитиофосфата цинка - эффективной антиокислительной, противоизносной и антикоррозионной присадки. Наличие серы в составе смазывающего материала нарушает работу нейтрализатора NOx, а фосфор негативно влияет на катализатор дожига СО и СН. Достигается это использованием беззольных присадок, высокой степенью очистки минеральных базовых масел от серы, использованием новых, но в то же время высокоэффективных добавок. Поскольку масла со спецификацией API CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами, а также другими системами, способствующими сокращению эмиссии вредных веществ с выхлопными газами, в их составе ограничивается содержание сульфатной золы (Sulphated Ash) до уровня 1,0%, фосфора (Phosphorus) - 0,12% и серы (Sulphur) - 0,4%.

Требования к дизтопливу

Масла класса API CJ-4 допускают работу на топливе, содержащем серы вплоть до 500 ррт (0,05%). Однако для выполнения экологических требований по эмиссии вредных веществ, надежной работы систем очистки ОГ и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать низкосернистое дизтопливо, содержание серы в котором не должно превышать 15 ррт - (0,0015%).

Взаимозаменяемость классов и применение в двигателях предыдущих разработок

Моторные масла CJ-4 превышают рабочие критерии API CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4 и фактически могут использоваться в двигателях, для которых рекомендуется применение смазывающих материалов перечисленных классов. Для масел CJ-4 предусмотрено несколько новых испытаний в двигателях, более строгих, чем, например, для CI-4 и CI-4 Plus. Поэтому они обладают большей рабочей "прочностью", чем масла данных классов. При этом масла класса CJ-4 могут быть использованы в моделях двигателей предыдущих разработок, эксплуатирующихся на топливе с содержанием серы как 15 ррт, так и 500 ррт, так как классификационные испытания включают исследования на этих двух "видах" дизтоплив. Но еще раз напомним, что новые двигатели, оборудованные прогрессивными системами эмиссии, должны эксплуатироваться на крайне низкосернистом дизтопливе, содержащем 15 ррт серы и меньше. Это условие нужно соблюдать и для достижения удлиненных интервалов замены масла. В то же время масла CJ-4 разрабатывались с тем учетом, что даже работая в более "старых" двигателях, работающих на топливе с содержанием серы 500 ррт, обладают лучшими защитными свойствами чем CI-4 и CI-4 Plus. Естественно, что перед применением масел по API класса CJ-4 нужно соблюдать все рекомендации производителя техники или двигателя. Ведь, например, периодичность замены масла зависит от типа двигателя, режима работы техники, используемого топлива и других факторов. Поэтому в первую очередь нужно следовать требованиям автопроизводителя.

Действующие классы для "дизельных" масел

Таким образом, на сегодняшний день классификация API включает семь действующих классов для "дизельных" масел (устаревшие классы не учитываем): CJ-4, CI-4, CH-4, CG-4, CF-4, CF-2 и CF. Более подробная информация - в таблице.

Классификация масел, а также их качество и маркировка регламентируются документами:
- API выпуск No. 1509 "Система лицензирования и сертификации моторных масел" (API Publication No. 1509 - Engine Oil Licensing and Certification System);
- ASTM D-2 предложение Р205 "Классификация энергосберегающих моторных масел" (ASTM D-2 Proposal 205 - Classification for Energy-Conserving Engine Oils);
- стандарт "SAE J1423 AUG94 "Классификация энергосберегающих моторных масел для легковых автомобилей и грузовых автомобилей особо малой и малой грузоподъемности" (SAE J1423 AUG94 - Classification of Energy-Conserving Engine Oil for Passenger Cars, Vans and Light-Duty Trucks);
Уменьшение вязкости масла может обеспечить экономию топлива в прогретом двигателе 0,6-5,5% (при снижении высокотемпературной вязкости), а в холодном - 1,0-6,5% (при снижении низкотемпературной вязкости). При оптимальной комбинации моторного и трансмиссионного масла можно достичь экономии топлива в размере 2,7-10,9%.
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH - масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).

Для бензиновых двигателей - классы масел по шкале S
Группа масел Рекомендуемая область применения Года выпуска автомобилей Качественные показатели
SM Введена в ноябре 2004. с 2004 -
SL (Действующая). API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение "SK" как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква "К" будет пропущена для следующей категории "S".
- стабильность энергосберегающих свойств;
- пониженная летучесть;
- удлиненные интервалы замены;
с 2001 -
SJ (Действующая). Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC. с 1996 -
SH (Условно действующая). Лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Автомобильные масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII. c 1993 высшее для моделей с 1995 г.в.
SG Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Автомобильные масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше. ТОпливо - неэтилированный бензин с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама.
Автомобильные масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC. /td>
1989-1993 высшее для четырехтактных моторов
SF Автомобильные масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо - этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака.
Автомобильные масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.
1981-1988 высшее для двухтактных моторов
SE Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях 1972-1980 высшее
SD Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях 1968-1971 среднее
SC Двигатели, работающие с повышенными нагрузками 1964-1967 -
SB Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя - -
SA Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя - -
Для дизельных двигателей - классы масел по шкале C
Группа масел Рекомендуемая область применения Года выпуска автомобилей Качественные показатели
CJ-4 Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы). Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 15 ррт (0,0015% от массы), может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла.
Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов.
Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов.
с 2006 -
СI-4 Введена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, осуществляемым в 2002 году. Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также применяются в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла.
В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN.
с 2002 -
СH-4 Введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел. с 1998 -
СG-4 Введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. с 1995 высшее для моделей с 1995 г
СF-4 Введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. с 1990 высшее для четырехтактных моторов
СF-2 Введена в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных двигателей с 1994 высшее для двухтактных моторов
СF Введена в 1994 году. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD. с 1994 -
СE Высокофорсированные перспективные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD с 1987 высшее
СD Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоиносных свойств и предотвращения образования нагара с 1955 среднее
СC Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях с 1961 низкие
СB Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе 1949-1960 -
СA Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе 1940-1950 -

Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, API SJ/CF.
Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).
В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL, CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителями автомобилей.
Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving), стоящей после обозначения класса API. Например, API SJ/CF-4 ЕС. Энергосберегающие масла различных классов вязкости должны обеспечивать экономию топлива от 0,5 до 2,5% и даже более (в зависимости от категории масла и метода оценки экономичности).
Римские цифры после букв ЕС указывают уровень получаемой экономии топлива (ЕС II - 2,5%).

Сравнение требований к американским категориям моторных масел для бензиновых двигателей
Испытание SF SG SH SJ
Моторное испытание CRC-L 38 + + ++ ++
Коррозия подшипников, чистота поршня
Последовательность IID + + ++ ++
Коррозия двигателя
Последовательность IIIE
Высокотемпературное окисление, износ и загущение автомобильного масла + ++ +++ +++
Высокотемпературные отложения TEOST - - - ++
Последовательность VE + ++ +++ ++++
Низкотемпературный шлам и износ
Прокачиваемость + + ++ +++
Фильтруемость - - ++ ++
Индекс желатинизации - - - ++
Испаряемость при 371 C - ++ ++ +++
Содержание фосфора - ++ ++ +++
Примечание: уровень требований: - нет требований; + низкий; ++ средний; +++ повышенный; ++++ высокий.
Моторное масло API SJ по сравнению с API SH испытывается в более жестких условиях.
Примерный состав присадок в американских моторных маслах для бензиновых двигателей, в % (масс.)
Присадки SC SD SE SF SG SH
Дисперсант беззольный 1,8 4,0 5,0 5,0 5,5 6,0
Сульфонаты металлов 0,6 1,0 1,8 1,2 0,8 1,7
Тиофосфонат 1,0 1,0 - - - -
Фенат кальция - - 1,8 1,0 1,2 0,5
Другие антиоксиданты - - - 0,2 0,5 1,3
Антикоррозионные - 0,2 0,1 - - -
ZDDP 0,6 0,8 1,0 1,3 1,3 1,4
Всего 4,0 7,0 9,7 8,7 9,3 10,9

Знаки API

Масла, соответствующие требованиям действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API - SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) - "API символ обслуживания" (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения.

Новейшие категории масел сертифицированные API, в случае соответствия требованиям ILSAC, обозначаются "Символом Свидетельства сертификации API" (API Certification Mark), так называемым знаком "Звездного взрыва" ("Starburst"). Этот знак может присваиваться только энергосберегающим, легкотекучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостями SAE 0W-..., 5W-... и 10W-... . Система требований к маслам серии ILSAC GF является составной частью системы API Обеспечения Качества Американских Масел (EOLCS).
Системы API - ILSAC предназначены для удовлетворения требований к маслам, используемым в двигателях американских и японских автомобилей. Требования европейских автопроизводителей несколько отличаются по причине конструктивных особенностей европейских двигателей. Несмотря на это, большинство моторных масел, поступающих на европейский рынок, маркируются знаками соответствия категориям качества API и, в редких случаях, даже "Символом Обслуживания API" (API Service Symbol).

Расшифровка индекса защиты "IP"

(International Protection, "внутренняя защита").

При выборе оборудования и определении места его установки очень важно обеспечить соответствие степени защиты устройства условиям, в которых это оборудование будет эксплуатироваться. Любой прибор автоматики должен одновременно удовлетворять двум требованиям защиты:

• обеспечивать электробезопасность обслуживающего персонала,

• защищать электронные компоненты, расположенные в устройстве от воздействия окружающей среды.

Производители приборов и устройств предназначенных для монтажа в жилых и производственных зданиях, как правило, приводят степень защиты корпусов приборов согласно международному нормативу International Protection или просто IP. Этот норматив несёт информацию о защите обслуживающего персонала от поражения электрическим током при работе с прибором и о степени защиты расположенных внутри прибора электронных компонентов от проникновения пыли и влаги. Норматив IP признан во всём мире и используется гораздо чаще, чем ссылки на национальные стандарты. Поэтому, выбирая приборы автоматики для конкретных условий эксплуатации необходимо обращать внимание не только на внешний вид приборов, но и на степень его защиты по IP. В настоящее время норматив IP активно используется и в России. В документации и на корпусах приборов многих фирм указывается степень защиты с помощью букв IP и последующих двух цифр, например, IP20 или IP65. В ниже приведённой таблице показана расшифровка этого обозначения и приведена характеристика степени защиты.

Структура обозначения

Степень защиты

Первая цифра

защита от проникновения твердых частиц

0

Защита отсутствует

1

Защита от проникновения твердых частиц размером не менее 50 мм (случайное касание рукой)

2

Защита от проникновения твердых частиц размером не менее 12 мм (палец руки)

3

Защита от проникновения твердых частиц размером не менее 2.5 мм (инструменты, кабели)

4

Защита от проникновения твердых частиц размером не менее 1 мм (тонкие инструменты, провод)

5

Защита от проникновения пыли в количествах, не влияющих на работоспособность изделия

6

Полная защита от проникновения пыли

Вторая цифра

защита от проникновения жидкостей

0

Защита отсутствует

1

Защита от вертикально падающих капель воды (конденсат)

2

Защита от капель воды, падающих под углом не более 15° от вертикали

3

Защита от капель дождя, падающих под углом не более 60° от вертикали

4

Защита от брызг воды со всех направлений

5

Защита от струй воды со всех направлений

6

Защита от воздействия воды, идентичного морским волнам

7

Защита от проникновения воды при погружении на глубину до 1 м

8

Защита от проникновения воды при длительном погружении под давлением

Третья цифра

защита от механических повреждений

0

Защита отсутствует

1

Энергия удара 0.225 Дж (груз 150 г, с высоты 15 см)

3

Энергия удара 0.5 Дж (груз 250 г, с высоты 20 см)

5

Энергия удара 2 Дж (груз 500 г, с высоты 40 см)

7

Энергия удара 6 Дж (груз 1.5 кг, с высоты 40 см)

9

Энергия удара 20 Дж (груз 5 кг, с высоты 40 см)

 

В нормативе IP не учитывается защита от агрессивных сред и другие серьёзные требования к оборудованию. В этих случаях надо пользоваться специальными стандартами. Норматив IP даёт представление о пылевлагозащищённости изделия и его электробезопасности.

 

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИСПОЛНЕНИЯ И КАТЕГОРИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Климатическое исполнение и категория размещения изделий.

Стандарт распространяется на все виды машин, приборов и других технических изделий и устанавливает макроклиматическое районирование земного шара, исполнения, категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования изделий в части воздействия климатических факторов внешней среды. Климатическими факторами внешней среды являются: температура, влажность воздуха, давление воздуха или газа (высота над уровнем моря), солнечное излучение, дождь, ветер, пыль (в том числе снежная), смены температур, соляной туман, иней, гидростатическое давление воды, содержание в воздухе коррозионно-активных агентов.

 

Первая цифра кода:

климатическое исполнение электрооборудования

Вторая цифра кода: категория размещения электрооборудования

У…

С умеренным климатом.

Средняя из ежегодных абсолютных максимумов температура воздуха равна или ниже +40 градусов С, средняя из ежегодных абсолютных минимумом температура выше -45 градусов С.

Диапазон рабочих температур при эксплуатации 45…+40 С.

1…

Для работы на открытом воздухе.

ХЛ…

УХЛ…

С холодным климатом.

Средняя из ежегодных абсолютных минимумов температура ниже -45*С.

Диапазон рабочих температур при эксплуатации 60*…+4-*С

С умеренным и холодным климатом.

Диапазон рабочих температур при эксплуатации 60…+40*С

2…

Для работы в помещениях, где

колебания влажности воздуха не очень отличаются от колебаний на открытом воздухе, например: в палатках, прицепах, металлических помещениях без теплоизоляции, а также в кожухах комплектных устройств категории 1 или под навесом (отсутствует прямое действие солнечной радиации и атмосферных осадков на изделие).

ТВ…

С влажным тропическим климатом.

Сочетание температуры, равной или выше 80% наблюдается 12 и более часов в сутки за непрерывный период более 2 месяцев (концентрация хлоридов – менее 0,3мг/м2хсут., сернистого газа - 20-250 мг/м2хсут.). Диапазон рабочих температур при эксплуатации +1…+40*С.

3…

Для работы в закрытых помещениях с природной вентиляцией, без искусственного регулирования климатических условий, где колебания температуры и влажности воздуха, а также действие песка и пыли значительно меньше, чем снаружи, например: в металлических с теплоизоляцией, каменных, бетонных, деревянных

помещениях (значительное

уменьшение действия солнечной

радиации, ветра, атмосферных

осадков, отсутствие росы).

ТВ…

С сухим тропическим климатом.

Средняя из ежегодных абсолютных

максимумов температура воздуха выше …-40*С (концентрация хлоридов - не менее 0,3мг/м2хсут., сернистого газа -20-250 мг/м2хсут.).

Диапазон рабочих температур при

эксплуатации - 10…+50*С.

4…

Для работы в помещениях с

искусственно регулируемым микроклиматом, например: в закрытых обогреваемых и вентили-руемых производственных и других, в том числе подземных, помещениях с хорошей вентиляцией (отсутствие прямого действия атмосферных осадков, ветра, а также песка и пыли внешнего воздуха).

О…

Общеклиматическое исполнение.

Для макроклиматических районов на суше, кроме района с очень холодным климатом (концентрация хлоридов - 0,3мг/м2хсут., сернистого газа - 20-250мг/м2хсут).

Диапазон рабочих температур при

эксплуатации - 60…+50*С.

5…

Для работы в помещениях с

повышенной влажностью.

В…

Всеклиматическое исполнение.

Для макроклиматических районов на суше и на море, кроме района с очень холодным климатом концентрация хлоридов - 0,3-

300мг/м2хсут., сернистого газа - не более 250мг/м2хсут.).

Диапазон рабочих температур при эксплуатации - 60…+50*С.

    Таблица степеней защиты IP


    Класс защиты International Protection (IP) определяет сопротивление оборудования к воздействию влаги и твердых частиц.


    Система классификации степени защиты на основе индексов IP

     

    Твердые тела

     

     

    Вода

     

     

    Индекс 1

    Степень защиты

    Характеристика

    Характеристика

    Степень защиты

    Индекс 2

    0

    Отсутствие защиты

    Отсутствие защиты от случайного контакта и инородных тел

    Отсутствие защиты

    Отсутствие защиты от влаги

    0

    1

    Защита от крупных инородных тел

    Защита от контакта с рукой человека на большой площади и защита от крупных твердых инородных тел диаметром > 50 мм

    Защита от капель воды, падающих вертикально

    Защита от капель

    1

    2

    Защита от инородных тел среднего размера

    Защита от контакта с пальцами руки человека и защита от небольших твердых инородных тел диаметром > 12 мм

    Защита от капель воды, падающих под углом до 15°

    Защита от капель

    2

    3

    Защита от инородных тел небольшого размера

    Защита от инструмента, проводов или подобных им объектов диаметром > 2.5 мм и от небольших инородных тел диаметром > 2.5 мм

    Защита от капель воды, падающих под углом до 60°

    Защита от брызг

    3

    4

    Защита от гранулообразных инородных тел

    Защита от инструмента, проводов или подобных им объектов диаметром > 1 мм и от небольших инородных тел диаметром > 1 мм

    Защита от воды, льющейся со всех направлений

    Защита от брызг

    4

    5

    Защита от оседающей пыли

    Полная защита от контакта. Защита от внутренних повреждений оборудования вследствие пылевых отложений

    Защита от струй воды, льющихся под давлением со всех направлений

    Защита от струи

    5

    6

    Защита от проникновения пыли

    Полная защита от контакта. Защита от проникновения пыли

    Защита от кратковременного затопления

    Защита от затопления

    6

     

     

     

    Защита от временного конденсата

    Защита от конденсата

    7

     

     

     

    Защита от воды под давлением (полное погружение)

    Полная защита от влаги (герметичность)

    8

     

     

     

Ваша корзина

x

Корзина пуста

Каталог продукции

Производители